Coors вернулось в Россию
Американо-канадская пивоваренная компания Molson Coors Brewing Company (MCBC), входящая в десятку крупнейших производителей пива в мире, предпримет вторую попытку выйти на российский рынок. Как стало известно «Ъ», MCBC заключила лицензионный договор с Московской пивоваренной компаний (МПК) Евгения Кашпера по разливу на ее заводе в Мытищах своей марки Coors Light. В течение трех лет только в продвижение марки будет вложено до $10 млн.
Лицензионный договор между MCBC и МПК на использование марки Coors Light по 32-му классу (пиво) был зарегистрирован 10 июня, говорится в материалах Роспатента. Срок действия лицензии — до 31 декабря 2025 года. Совладелец МПК Евгений Кашпер подтвердил «Ъ», что разлив этого пива начался в конце мая. Пиво крепостью 4,1% выпускается в стеклянной бутылке 0,33 л, рекомендованная розничная цена составляет 38-39 руб. Представитель MCBC в России Евгений Иконников отмечает, что, хотя Coors Light будет продаваться через всю дистрибуторскую сеть МПК в России, основную ставку бренд будет делать на Московский регион.
MCBC уже пыталась начать производство в России в 2005 году. В качестве партнера тогда тоже был выбран господин Кашпер и принадлежащая ему в то время компания «Пивоварни Ивана Таранова» (ПИТ): на ее калининградском заводе был налажен выпуск Coors Fine Light. Господин Кашпер называет тот опыт неудачным. «При той схеме у нас не было лицензии, мы выступали исключительно как боттлер и дистрибутор и никак не участвовали в вопросах продвижения марки»,— говорит он. В том же году ПИТ приобрел голландский концерн Heineken, и выпуск марки Molson Coors был прекращен. «Отдельные марки Molson Coors, например Carling, завозились в Россию, но объемы этих поставок были крайне малы»,— отметил Евгений Кашпер.
В этот раз Molson Coors создала на базе МПК собственную команду, которая будет отвечать за продвижение марки в России. «Инвестиции в маркетинг будут совместными, в первые три года они могут составить $8-10 млн»,— обещает господин Кашпер. В пятилетней перспективе, по его словам, Coors планирует достичь годовых продаж в размере около 200 тыс. гл (0,2% всего рынка).
МПК принадлежит компании Detroit Investments, бенефициарами которой являются Евгений Кашпер и Александр Лившиц. Мощность завода в Мытищах составляет 2,4 млн гл в год. Производят пиво под собственными марками («Моспиво», «Москвас») и лицензионными («Жигули», Oettinger, Faxe, Breznak), а также импортируют Budweiser, Erdinger, Kirin и др. По данным «Бизнес Аналитики», в 2009 году МПК занимала 12-е место среди крупнейших производителей пива с долей рынка 0,4% в стоимостном выражении.
Molson Coors образована в 2005 году в результате слияния канадской Molson Inc. (основана в 1786 году) и американской Adolph Coors (основана в 1873-м). Две штаб-квартиры расположены в Монреале и Денвере. Производит пиво, солодовые напитки и энергетики под марками Coors Light, Carling, Blue Moon, Bohemian, Caffrey`s, Rickard`s и др. В 2009 финансовом году выручка составила $3,03 млрд, чистая прибыль — $720,4 млн. Занимает 11% рынка США, 21% британского рынка, 41% в Канаде.
По мнению вице-президента по корпоративным вопросам «Балтики» Даниила Бримана, в будущем Molson Coors может решиться и на собственное производство в России. «Лицензионный контракт — это пробный шар, который позволит оценить свои возможности в России»,— согласен директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.
После повышения акциза с 3 до 9 руб. за литр с 1 января 2010 года объем его производства в первом квартале сократился на 19,7%, напоминает господин Бриман. В 2009-м самыми продаваемыми пивными марками в лицензионном сегменте были Tuborg (выпускается компанией Carlsberg) с долей 20%, Velkopopovicky Kozel (SABMiller) с 9%, Miller (SABMiller) с 9%, Heineken (Heineken) с 7% (данные «Бизнес Аналитики»). На весь сегмент лицензии приходится около 21% продаж всего пива в России.