«Тинькофф» меняет прописку
Замедление темпов роста пивного рынка вынудило второго по величине российского производителя пива компанию SUN InBev остановить работу одного из десяти своих российских заводов в Пушкине Ленинградской области. Завод был приобретен компанией три года назад у Олега Тинькова, и пивная марка «Тинькофф» разливается только на нем. Это первый случай остановки российского пивоваренного предприятия, контролируемого западными концернами, с начала кризиса. Закрытие именно этого завода эксперты объясняют тем, что SUN InBev имеет наименее успешные продажи как раз в Северо-Западном регионе.
SUN InBev — вторая по объемам продаж пивоваренная компания в России: в 2007 году ее доля рынка составляла 18,9%. Основные бренды — Stella Artois, «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк», «Волжанин», Staropramen и пр. Заводы SUN InBev расположены в Клину (Московская обл.), Волжском (Волгоградская обл.), Омске, Перми, Саранске (Мордовия), Иванове, Курске, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге и Ангарске (Иркутская обл.).
Мощность питер¬ского предприятия составляет 2,3 млн гектолитров пива в год, что составляет около 6,5% от всех мощностей компании в России (порядка 35 млн гектолитров). За исключением ангарского завода SUN InBev, запущенного в этом году, предприятие под Санкт-Петербургом было самым молодым заводом группы.
Как сообщается в пресс-релизе SUN InBev, деятельность санкт-петербургского филиала компании будет остановлена с 15 декабря. Такое решение в компании называют оптимизацией производства и эффективности затрат «в условиях непредвиденного замедления роста пивоваренной отрасли и неблагоприятных экономических прогнозов». Срок, на который приостановлено производство, не определен. «Компания планирует перерас¬пределить объемы, производимые на пушкинском заводе, на другие предприятия, таким образом, уровень производства и налоговых платежей SUN InBev в России не изменится», — говорится в пресс-релизе.
Представитель компании Илья Лысенко добавил, что пушкинский завод был единственным предприятием группы, где выпускался брэнд «Тинькофф». «Мы намерены наладить производство этой марки на других площадках», — пообещал он. По его словам, петербургский филиал остается в собственности SUN InBev, вопрос о его продаже пока не рассматривается.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко удивлен решением SUN InBev остановить работу петербургской площадки. «Это предприятие новое и сверхсовременное, поэтому решение остановить именно его отражает только то, что у SUN InBev проблемы со сбытом на северо-западе, — говорит эксперт. — Рынок пива в Питере не растет совсем, и, видимо, у компании не получилось добиться там существенных результатов со своими ключевыми брендами».
Это мнение разделяет директор по маркетингу «Очаково» Алексей Воинов: «У SUN InBev исторически не очень хорошо обстояли дела с продажами в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе. Возможно, когда покупался завод, они хотели улучшить эту ситуацию, однако этого не произошло».
Другие ключевые операторы пивоваренной отрасли признают, что рынок пива действительно замедлил темпы роста в 2008 году, однако, несмотря на этот фактор, никто из них пока не планирует останавливать заводы или сокращать объемы производства. Такую позицию РБК daily подтвердили в «Балтике», Heineken, Efes и в SABMiller Rus.
Напомним, осенью этого года крупнейшие мировые производители пива Carlsberg (владеет «Балтикой») и InBev сообщили о пересмотре прогноза по росту пивного рынка в России, ссылаясь на плохую погоду в третьем квартале и экономический кризис.
По мнению Carlsberg, рынок вырастет всего на 1—2%. Что касается InBev, то еще в первом полугодии компания зафиксировала снижение продаж в России на 9,2% по сравнению с ана¬логичным периодом 2007 года, а ее доля за это время сократилась на 0,9 п.п. (данные ACNielsen).